19 мая Кабинет Министров назначил Семена Кривоноса главой Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Украины (ГИАГ). Семен один из ближайших соратников Михаила Саакашвили и до последнего времени работал директором общественной организации “Офис простых решений и результатов”, учредителями которой являются Александр Ольшанский и Михаил Саакашвили. Сама Государственная инспекция архитектуры и градостроительства была создана 23 декабря 2020 года, однако до сих пор не работает. Семен будет ее первым и некоторое время единственным сотрудником. Выполнять свои полномочия ДИАМ сможет после того, как на работу будет принято 30% сотрудников (предельная утвержденная численность инспекции – 660 человек).
Создание ГИАГ – итог реформы системы архитектурно-строительного контроля. Этот единственный центральный госорган по контролю и надзору в сфере строительства заменит ликвидированную из-за коррупционности государственную архитерктурно-строительную инспекцию (ГАСИ). Но как должна работать новая инспекция на сегодня не совсем ясно. Соответствующего закона, несмотря на многочисленные обещания Михаила Саакашвили и самого президента Зеленского, в парламенте до сих пор нет, и не известно, что в нем будет.
Новая инспекция со старыми проблемами
До принятия необходимого закона новосозданная инспекция будет работать по действующему законодательству, то есть точно так, как и ликвидированная ГАСИ. Значит унаследует и проблемы старого госрегулятора.
Проблема первая: соединить несоединимое. ГАСИ занималась регистрацией уведомлений о начале строительных работ, выдавала разрешения на выполнение строительных работ и сертификаты о принятии в эксплуатацию законченного строительства. И параллельно этот же орган инспектировал строительство, то есть выдавал разрешения и контролировал, как проходит стройка. Европейцы еще во времена президента Леонида Кучмы отмечали что, так делать нельзя. Выдача разрешений и контроль соблюдения указанных в них условий – принципиально различные функции, и ни в коем случае не должны быть у одного госведомства: будь то администрирование налогов, таможня или строительство.
Европейцы еще при президенте Леониде Кучме отмечали что, так делать нельзя. Услуши государства по выдаче разрешений и сертификатов и контроль госсударства соблюдения указанных в них условий – две принципиально различные функции, и ни в коем случае не должны быть под одной вывеской: будь то налоговая сфера, услуги таможни или строительство.
В европейских странах эти функции разделены. Разрешительная служба просто фиксирует юридические факты – начало и конец строительства в соответствии с четким перечнем формальных оснований. Инспекция же занимается исключительно проверками – как строителей и «регистраторов», так и само строительство. В Украине реформаторы также хотели разъединить эти функции, чтобы не было сговора и конфликта интересов.
Все шло хорошо. Но 29 марта 2021 г. Кабмин принял постановление № 303 об изменениях в государственном архитектурно-строительном контроле и надзоре, в котором снова объединил две не совместимые функции в полномочиях новосозданной ГИАГ.
Новосозданная ГИАГ станет копией ГАСИ, поскольку в ней заложен те же подводные камни – смесь государственных услуг и инспекции, когда чиновники контролируют сами себя
И этот конфликт интересов неизбежно проявится, несмотря на антикоррупционера Семена Кривонос во главе, ни новый состав чиновников инспекции, ни даже внедрение электронного декларирования в строительстве.
Проблема вторая: контроль неконтролируемого. ГАСИ лицензировала застройщиков строителей, то есть определяла, какие компании каким видом строительства имеют право заниматься. И занималась этим очень своеобразно. В результате Кабмин 13 марта 2020 г. принял постановление №219, которым лишил ДАБИ этой функции и вообще отменил лицензионные условия для строительных компаний.
Новый госрегулятор в строительстве ГАИГ также должна заниматься лицензированием строителей. Однако как это делать при отсутствии соответствующего закона? Уже больше года в Украине не выдаются лицензии на строительство. Строить могут только компании, которые получили лицензию до марта 2020-го. Таким образом, уже год в Украине не может появится новая строительная компании – нет порядка выдачи лицензий. Хуже то, что у существующих компаний, даже самой плохой из них, никто не может забрать лицензию, потому что нет соответствующего порядка.
На украинский рынок не могут войти новые компании, включая зарубежные, и никто не может наказать действующих застройщиков – даже самых беспредельных
Как будет работать в этих условиях Семен Кривонос и возглавляемая им ГИАГ – вопрос открытый.
Проблема третья: децентрализация коррупции. ГАСИ проводила инспекции строительства, то есть определяла, насколько компания-застройщик соблюдает законодательство при строительстве. Именно поэтому служба сначала была надеждой, а спустя некоторое время – уже ненависти для многочисленных общественных организаций, которые борются с незаконными, по их мнению, стройками.
Парадоксально, но борьба активистов с «незаконными» застройками была удобна и чиновникам ГАСИ. Они отказывались вводить в эксплуатацию дома под формальным поводом – люди против, митинги, протесты. Но после «переговоров» с застройщиком, проверка заканчивалась успешно для вторых, и новостройка принималась в эксплуатацию.
С новосозданной ГАИГ будет та же история, хотя и без взяток. Строители будут строить дома. Активисты буду устраивать митинги протеста.
ГАИГ будет проводить проверки и – тоже принимать в эксплуатацию новостройки. Ведь генпланы и планы развития территорий приняты много лет назад
В них и прописаны вещи, которые жителям городов не всегда нравятся, например, места, где сейчас парки указаны как многоэтажное строительство.
Градостроительные условия выдаются на основании генплана, и у будущей ГИАГ не будет абсолютно никаких причин для проверки с негативным актом и предписанием остановить строительство, даже несмотря на многочисленные протесты активистов с требованием построить парк вместо коммерческой недвижимости на этом месте.
Быстро еще не значит результативно
В реформаторском офисе Саакашвили вышли на единственно возможное и наиболее быстрое решение – централизация разрешительно-контрольных функций государства. Лишение органов самоуправления ключевых полномочий в градостроительной сфере. Именно этому вопросу посвящен законопроект о реформе градостроительной сферы, который должен был быть уже внесен в парламент, но которого все еще нет в повестке дня Верховной Рады. Ассоциация городов Украины вместе с мерами крупнейших городов категорически против. С их точки зрения облик городов – прямая ответственность местного самоуправления, а не какого-то органа центральной власти, и не важно, коррумпированного или нет.
Реформа градостроительной сферы свелась к решению проблемы одного центрального госрегулятора, но не решает проблему в отрасли. Вся коррупция лежит на уровне местного самоуправления. Также, пока не решен вопрос с лицензированием, у новой госинспекции фактически нет серьезных рычагов влияния на игроков рынка. ГИАГ будет вынужден вводить в эксплуатацию дома, даже несмотря на протесты активистов и местных жителей. Вдобавок, в ее функции заложен серьёзный конфликт интересов.