Если на Западе дискурс о выходе из коронакризиса смещается от вливания правительствами денег в экономику к естественной самоликвидации неэффективных компаний во избежание пост-пандемического «зомби апокалипсиса». Спасти Украину сможет бум предпринимательских инициатив снизу. Ведь чем быстрее зарождается новое, тем быстрее отмирает старое.
Полный провал в поддержке экономики и населения в кронакризис – одна из главных претензий украинцев к своей власти. Бизнес указывает на пример других стран, где правительства и центробанки уже вливают деньги в экономику и запускают другие финансовые инструменты: более $2 трлн в США, £330 млрд в Великобритании, Германия оттягивает банкротства, а Австралия усложняет процедуру, Центробанк Японии скупает на фондовом рынке акций наиболее пострадавших компаний, а в Индии разрешено банкам накапливать проблемные кредиты.
Несостоятельность правительства Украины поддержать бизнес и населенив в коронакризис частично объясняется несостоятельностью экономики Украины. У нас денег нет не то, чтобы профинансировать или отсрочить надолго выплаты по кредитам, но даже для ослабления налогового давления. Денег едва хватает на выплаты социальных обязательств государства, заявленных президентом Зеленским: индексацию пенсий и увеличение минимальной зарплаты или тех же 300% надбавки медикам за работу с Covid-пациентами, как и на бесплатное лечение всем инфицированным.
Единственное, чем может поддержать экономику власть Украины – это никак не ограничивать экономическую деятельность населения, попустительствуя тотальному нарушению карантина
Эпидемия Covid-19 набирает обороты – экономическая деятельность сужается – госбюджет не вытягивает расходы на борьбу с ее последствиями.
Скоростное зомбирование Украины
В это время олигархический капитал получает преференции от Кабмина Шмыгаля с негласного одобрения ОП Зеленского. За последних два месяца компания ТОВ «ПБС», которую контролирует руководитель туркомплекса Коломойского «Буковель» Александр Шевченко, удвоила госзаказ на строительство дорог с 3,1 до 6,2 млрд грн.
Коломойский и Ахметов выкачивают государственные «Центрэнерго» и «Энергоатом». Из-за демпинга цен на рынке электроэнергии (на сутки вперед) на четвертой скорости несется к банкротству оператор системы передачи (ОСП) «Укрэнерго». В начале 2020 г. капитализация украинского ОСП оценивалась в 35 млрд грн., а к концу года его убытки достигнут 27 млрд грн.
Госбюджет-2020 с прогнозируемым дефицитом до 6,5% ВВП как-то выполняется, только благодаря траншу МВФ в $2,1 млрд, который удержал спрос на наши ОВГЗ. Получение еще двух траншей по $700 млн – под большим сомнением. Зе-власть катастрофически теряет доверие Запада. В госбюджете-2021 заложен дефицит 6% ВВП. Каждая 5-я гривна в нем одолженная. А выплатить по долгам в этом году нужно 346 млрд, в следующем – 440 млрд грн. Расчет, очевидно, на новые заимствования.
То, что делает сейчас правительство Украины, – образец зомбирования экономики. Термин «зомби-фирм» породил нынешний коронакризис. Издание the Economist причисляет к зомби-фирмам компании, чьи доходы за 3 года не покрывают выплаты процентов по займам, чья рыночная капитализация низкая, и которые обречены на вымирание, так как их деятельность и стиль управления уже не актуальны.
В Украине под характеристики зомби-фирм подпадают все олигархические конгломераты, но они объявлены ВВП образующими, и уже 20 лет функционируют за счет господдержки
В коронакризис зомби-фирмы съедают национальные финансы, а после – станут главным тормозом восстановления экономики
Экономические зомби-хищники
Аналитики the Economist отмечают, что зомби-фирмы активно множились еще до пандемии Covid-19. По данным Bank for International Settlements (BIS – клуб 60 центробанков, где НБУ не представлен), в 1980-х в развитых экономиках к таковым относилась каждая 20-я компания, а в 2017-му – уже каждая 6-я! Зомби-фирмы тормозят экономическое развитие.
В OECD (Организация экономического сотрудничества и развития объединяет 35 стран) подсчитали: зомби-фирмы «сжирают» 1% роста ВВП Испании и Италии. Сколько же экономического роста Украины съели за последние 20 лет наши зомби-монополии?
Зомби-фирмы убивают инновации и конкуренцию – два главных двигателя современной экономики. «Чем больше зомби-фирм на рынке, тем меньше появляется новых конкурентных компаний. Производственным компаниям в отраслях, где доминируют зомби-фирмы, сложнее привлекать капитал. По подсчетам BIS, когда на рынке доля зомби-фирм увеличивается на 1%, у здоровых компаний на 1% уменьшаются капитальные инвестиции», – пишет the Economist.
Так ли неизбежен зомби апокалипсис для Украины?
До пандемии Covid-19 «размножению» зомби-фирм способствовали банки, кредитовавшие не эффективных заемщиков, в расчете реализовать закладные активы или ввести в уставной капитал своих акционеров. В этом смысле банковская «чистка» Гонтаревой оказалась полезной для Украины. Благодаря запрету на кредитование связанных лиц и экспресс-тестам для банков на устойчивость к кризисам, пока ни один украинский банк не лопнул.
Устойчивость банковской системы позволяет Украине безболезненно выйти из коронакризиса. В отличие от развитых экономик, Украине не нужно готовиться, по выражению the Economist, к «зомби-конвейерам».
Наши олигархические зомби-монополии уже в пору готовить к бальзамированию
Но безболезненный выход и даже прорыв к успеху в Украине возможен при одном «НО» – власть должна создать условия и помочь ресурсами для бума предпринимательства.
Доступные кредиты («5%-7%-9%» и госгарантии для кредитов частному бизнесу должны быть не PR инструментом власти, а стать действительно доступными для действительно широких масс. Когда сжимается рынок труда доступное кредитование нужно не только состоявшимся предпринимателям, но большинству работоспособного населения.
Украинцам нужно помочь определиться, в каких секторах лучше открыть свой бизнес и буквально вести со старта до получения первых доходов. Здесь и нужны государственные «бизнес няни».
Кстати, подготовить их можно было бы из бывших госслужащих, попавших под сокращение в результате настоящей реформы госслужбы.
Население бы само спасло себя и экономику от последствий коронакризиса. Творчества, изобретательности и предпринимательской жилки украинцам не занимать, что они постоянно доказывают на глобальном и локальном уровне.
Даже the Economist, исповедующий чистый рынок, утверждает, что сейчас надо сохранять не рабочие места в стагнирующих фирмах, а поддержать финансовую состоятельность сотрудников.
Спасать нужно не компании и отрасли, а человеческий капитал для новых компаний и отраслей, которые родятся на обломках коронакризиса
Поскольку в Украине власть выросла из совпартноменклатуры, переодевшейся в вышиванки, от нее ожидать подобной поддержки бесполезно. Украинцам в спасении себя и экономики остается полагаться только на себя. Наше издание постарается внести посильную лепту в зарождение и развитие новых идей и подходов
Nota Bene: почему сейчас?
Мы намерены освещать личные истории успехов в кризис, анализировать ключевые решения и события в Украине и мире с точки зрения их пользы для гражданина, общества, бизнеса, государства и, конечно, продвигать те реформы, которые наконец завершат затянувшийся переход Украины от плановой совсоцэкономики к современному конкурентному рынку.
Мы также предлагаем экспертам, политикам, топ-менеджерам, просто активным гражданам свою платформу для обмена мнениями и идеями, которые могут выработать новые решения и подходы.
Тhe Economist, которое издается с 1843 г. и сегодня вместе с соцсетями охватывает аудиторию более 35 млн во всем мире, утверждает, что уничтожить зомби – кровавое дело, и то же самое, вероятно, потребуется сделать и в бизнесе для выживания в коронакризисе.
Nota Bene только появилась в этот коронакризис в потоке украинских медиа, которые также захватывают олигархические «зомби-СМИ».
Но мы знаем, что новое зарождается, когда отмирает прежнее.